Жервоприношение Полиссены — Себастьяно Риччи

Жервоприношение Полиссены — Себастьяно Риччи

Жервоприношение Полиссены   Себастьяно Риччи

Картина итальянского живописца Себастьяно Риччи «Жервоприношение Полиссены». Размер картины 77 x 66 см, холст, масло. В языческих религиях идея жервоприношения подвергалась грубому искажению. Чувственность в языческих обрядах всегда господствует над идеей, а в некоторых культах жервоприношение имеет откровенно кровожадный характер, переходящий в полный каннибализм. Так, в западно-семитском культе Ваала и Астарты этим божествам приносилась в жертву девическая честь, и у капищ их существовали особые штаты «священных блудниц и блудников» .

Кровожадность находила себе высшее выражение в человеческих жертвоприношениях, бывших в обычае у многих народов древности, не исключая и классических. Хотя с течением времени они и отменялись, но существование их ясно засвидетельствовано памятниками; например, на ассиро-вавилонских памятниках часто можно видеть изображение приношения людей при жервоприношениях, во всей обстановке религиозного ритуала. Чаще всего родители приносили в жертву своих детей, господа — рабов, победители — побежденных. Таких безнравственных и каннибальских жертвоприношений совершенно чужда ветхозаветная религия.

Новейший критицизм, впрочем, готов усматривать следы их и в Библии, в подтверждение чего ссылается особенно на факт жертвоприношения Авраамом своего сына Исаака и на историю дочери Иеффая. Впрочем, видеть в жертвоприношении Исаака доказательство существования человеческих жертвоприношений и у евреев, значит упускать из виду значение этого факта, как испытания твердости веры Авраама. Более правдоподобна, по всей видимости, история Иеффая, принесшего в жертву свою дочь.