Пейзаж в творчестве Василия Дмитриевича Поленова занимал особое место. Пристрастившись к этому жанру еще в годы совместной с Репиным заграничной стажировки, впоследствии, Поленов этот жанр менял, да и сам менялся в рамках него.
Основными чертами стиля мастера именно в пейзаже считаются свежесть колорита, чистые цвета, четкий рисунок, тщательно выверенная композиция.
Представленная картина «Золотая осень» — ярчайший транслятор «поленовских» пейзажных тенденций. Работа рисует перед зрителем изгиб полноводной Оки, при этом не будет лишним отметить характерный для художника ход — организация пространства с помощью дуги, вокруг которой и строится вся композиция.
Успех работы обусловлен личными предпочтениями автора — как известно, он очень любил осень, а Ока была его излюбленным местом отдыха и созерцания. Именно поэтому от работы художника веет спокойствием, любованием и умиротворением.
Одетые в золото, осенние березы гармонируют с голубоватой гладью реки, бескрайним небом с куцыми облаками, и, конечно, с могучим зеленым дубом, распушившим свои листья. Создатель нового жанра, так называемого, «интимного» пейзажа, Поленов, без конца восхищался русской природой, воспевал ее и превозносил, о чем свидетельствуют личная переписка мастера с женой и друзьями. Но и без письменных подтверждений, любовь к русскому пейзажу художника очевидна — она в неповторимой композиции, тщательно выписанных деталях, свежести цветов и бесконечном свободном пространстве.