Аллегория Благоразумия (Аллегория Веры) — Давид Тенирс

Аллегория Благоразумия (Аллегория Веры) — Давид Тенирс

Аллегория Благоразумия (Аллегория Веры)   Давид Тенирс

В инвентарной описи Эрмитажа картина именовалась «Суета сует» . Варшавская уточнила ее сюжет: «Аллегория Благоразумия, побеждающего земную суету». По мнению Варшавской. В действительности Тенирс заимствовал из оригинала Ван Дейка фигуры как двух амуров внизу, так и трех ангелов вверху.

Композиция и иконография этого аллегорического портрета Ван Дейка были в значительной степени использованы в картине Тенирса. Она необычна для Тенирса, поскольку изобилует многочисленными символами, характерными для эпохи барокко. Например, изображение в нижней части произведения прозрачной сферы, обвитой змеей, является символом греха, побежденного христианской добродетелью. По мнению де Ионга, подробно исследовавшего иконографию аллегорического портрета Ван Дейка и эрмитажной картины Тенирса, «женщина опирается ногой на стеклянный шар, символизирующий презренный мир».

Образ суетного, земного мира, отвергаемого женщиной, подчеркивается отражением окна на шаре. Под локтем ее правой руки изображен череп. Это знак смерти и другие предметы, лежащие на столе и на постаменте в правом нижнем углу, являются атрибутами натюрморта «Vanitas». Де Ионг считает, что художник намекает здесь на понятие «веры, побеждающей смерть».

На картине Тенирса женщина указательным пальцем правой руки касается жемчужины в серьге. Левой рукой она держит жемчужины ожерелья, висящего на шее. Под ожерельем видна еще одна большая жемчужина, украшающая подвеску па груди. Согласно де Ионгу, этими жестами и набожным взглядом «фигура демонстрирует небесам жемчужины своей веры». Речь идет о «евангельской жемчужине» — мотиве, который упоминается в Евангелии от Матфея и интерпретируется Френсисом де Салем в книге «Набожная жизнь» . Слева внизу изображены два фривольных путти, своего рода Эрос и Антерос. Первый из них, Эрос, показан в виде амура со стрелой в руке и повязкой на глазах. Второй — близнец амура, с крыльями бабочки, — держит затухающий факел, который, по-видимому, обозначает неведение или неверие. Эрос и Антерос, символизирующие земную любовь, как бы побеждены женщиной, представляющей христианскую веру.

В верхней части композиции видны три ангела, олицетворяющие Небесную любовь. Два из них коронуют добродетельную женщину венком из цветов. Третий ангел держит горящий факел, означающий, согласно Чезаре Рипе, «просвещение ума через веру». По мысли Рипы, «святая вера» воспринимается через слух, о чем свидетельствует на картине Тенирса «евангельская жемчужина» в ухе женщины, внимающей голосу небес. Несомненно, Тенирс обращался к книге Чезаре Рипы «Иконология» , изданной на голландском языке Дирком Персом в 1644. Варшавская. Тенирс и Вермеер каждый по-своему интерпретировали отдельные атрибуты аллегории Веры.

Вермеер в большей степени, чем Тенирс, следовал указаниям Рипы. Тенирс гораздо свободнее обращался с эмблематическим образцом, поэтому эрмитажную картину необязательно переименовывать в «Аллегорию Веры», как это сделал в своей статье де Ионг, но дать ей это название в качестве подзаголовка представляется вполне правомерным.