Альтман — советский художник-авангардист, из тех, что не признавали никакие каноны, использовали дикое смешение жанров, ради цели — передачи настроение, ощущения, события — пренебрегали всем остальным.
«Анна Ахматова» его кисти, не смотря на то, что признавалась всеми самым неприятным из ее портретов, между тем находила безошибочное узнавание и у родных, и у друзей. Дочь Ахматовой пишет, что хотя ей куда больше нравится другой портрет матери, где она выглядит более нежной и лиричной, а от кубизма нет и следа, портрет Альтмана лучше передает то, чем она была в те годы.
В портрете много острых углов, нарушенной перспективы. Ахматова сидит в кресле, закинув ногу за ногу, выпирает острое колено, жесткими складками спускается к туфлям темно-синие платье, руки сложены на животе, спадает с локтей желтая шаль. Фон — предельно обобщенный, какие-то острые грани, парадоксальным образом напоминающие о цветах, серый пол, деревянная скамеечка под ногами. По всей позе, по манере письма вырисовывается жесткая, непримиримая женщина с горящим пламенем внутри.
Вся она выпирает острыми углами — не потому что так велит кубизм — а потому что в этом ее суть. Вечно репрессированная, вечно не издаваемая, потерявшая двух мужей, Ахматова готова колоться острыми углами, отражая любое нападение, огрызаясь на любого врага.
Однако если в позе ее чувствуется настороженность, почти враждебность, лицо вовсе разбивает это ощущение. Ахматова смотрит чуть в сторону, и на губах у нее — странно нежная для такого угловатого, строгого лица улыбка. Словно выглянуло изнутри тщательно охраняемое пламя, словно проглянуло сквозь тучи солнце, словно нечто, лелеемое, оберегаемое, сочло возможным показаться на мгновение и мгновение это было тотчас же мастерски поймано и перенесено на бумагу.