Основными учителями художника были Камиль Коро и Гюстав Курбе. Но все же решающую роль для него сыграло японское искусство эпохи Эдо и стиль укие-э. Уистлер не принял идеи импрессионистов полностью. Так, у него было отличное мнение по поводу пленэра: он считал, что писать с натуры лучше всего в помещении. Особое значение придавалось тональности. Тщательно продуманная, она должна была идеально соответствовать ритмам линий. В этом художник видел залог успешной работы.
«Аранжировка в сером и черном № 1: портрет матери» кисти Уистлера — одна из самых ярких картин американского искусства. Слой краски в ней настолько тонкий, что сквозь него просвечивается фактура холста. Акцент в портрете сделан на изображении головы — лицо женщины и ее чепец написаны длинными размашистыми мазками.
Уистлер любил изображать людей на нейтральном фоне в полный рост, чтобы ничто не отвлекало и не мешало сосредоточиться на характере персонажа. При этом все его портреты выполняются в комнатах, которые напрочь лишены декораций. Художник заполняет пространство светом и воздухом, окрашивая фон в светлые тона.
По одной из версий, мать живописца, Анна Макнейл Уистлер, стала моделью случайно: потребовалось срочно заменить натурщицу, которая не смогла позировать. Более того, изначально планировался портрет стоя, но для пожилой женщины проводить долгие часы на ногах было крайне утомительно, и Уистлер принял решение усадить ее на стул.
Отец художника Джордж Вашингтон Уистлер занимался строительством железнодорожных путей в России, где и умер. После его смерти Анна стала носить только черную одежду. Она была добропорядочной вдовой. Несмотря на долгие годы вдовства, Анна Уистлер продолжала носить обручальное кольцо, которое на холсте едва можно различить в кружевных складках рукава и платка.
Уистлер изображает мать как королеву на пьедестале, отдавая ей должное уважение и почет. Художник мастерски передал лицо женщины. Легкий румянец на щеках и живые блестящие глаза сравнимы с образами на портретах художников-реалистов.