На мартовском Салоне 1890-го, посетителям был предоставлен очередной повод выплеснуть бурю эмоций, рассматривая «Портрет-пейзаж» художника-примитивиста. Все те же насмешки публики, та же едкая критика экспертов.
Позаимствовав у Бонна использование черного и белого, Руссо считал, что каноны академической живописи соблюдаются им свято, поэтому цвет одежды его портретных героев, был, в основном черным. Также им руководило желание придать большую значимость изображаемым фигурам, и черный цвет позволял добиваться желаемого результата.
До 1901 года, полотно периодически дополнялось определенными деталями: палитра, которую художник держит в руках, сначала содержала имя первой жены — Клеманс Бутар, в браке с которой у них родилось 9 детей. В 1888-м умерла и сама Клеманс.
Затем, связав свою жизнь с Жозефиной Нури, после оформления официального брака в 1899-м, палитра пополнилась и ее именем, а в 1901-м, когда Руссо был принят в Филотехническую школу преподавателем, лацкан его пиджака на картине украсился значком, подтверждающим этот статус. Кроме того, с течением времени, художник «заставлял» свой облик постепенно «седеть».