Разглядывая самый известный автопортрет Писсарро, созданный в 1873 году, становится понятным, почему люди в шутку называли художника библейскими именами «Моисей» или «Авраам». Создается впечатление, что с полотна на зрителя смотрит ветхозаветный пророк почтенного возраста, а ведь живописцу в ту пору исполнилось 43 года.
В активе Писсарро много автопортретов, и при их создании он использовал и масло, и карандаши, и гуашь, но среди серии картин этого жанра, «Автопортрет», датированный 1873 годом — работа во многом знаковая, т. к. здесь проявляются элементы его нового стиля. Полотно написано за год до Первой выставки импрессионистов. Пейзажи второго плана имеют схематичное изображение, но по их стилю заметно, что они отвечают ряду импрессионистических критериев. Во многом, и портретное лицо автора написано в его обычной пейзажной традиции: аналогичная игра цвета и света, не более чем символическое обозначение глубины, спонтанность.
В технике выполнения работы отчетливо заметно влияние Сезанна, а классическая поза «модели» соответствует традициям живописи, характеризующих творчество Шардена. Как заметили современники Писсарро и Сезанна, постоянное общение двух мастеров принесло много пользы для французской живописи, а художники часто изображали друг друга на своих картинах.