Представленный автопортрет, где в одной руке художник держит тонкую кисть, а в другой угадывается палитра — один из самых примечательных и грустных работ великого Мане. Примечательна картина своей техникой, а грустные нотки «расслышат» те, кто знает дальнейшую судьбу живописца.
Здесь еще художник полон сил и творчества — прямая осанка, прямой, хотя несколько испуганный взгляд, лишь некоторая худоба выдает проблемы со здоровьем. Однако пройдет совсем немного времени, и, катаясь на велосипеде, Мане повредит себе ногу. Развивающийся от травмы ревматизм стремительно перерастет в закупорку сосудов и гангрену, которые в свою очередь лишат художника одной ноги.
Техника написания картины продолжает его традиции — широкие и смелые мазки, без четких контуров, которые характерны для импрессионизма, у истоков которого Мане и стоял. Также привычным для зрителя является и отсутствие фона — художник ни раз его специально не прорисовывал, желая сделать акцент на героях картины. В своем автопортрете Мане вовсе отказывается от оного. Его фигура будто выступает из мрака.
Композиционные приемы также не новы — зачастую в своих работах живописец будто «обрезал» пространство, стремясь достигнуть эффекта фотокадра.
Глядя на картины, неизменно хочется рассмотреть через его взгляд мысли этого необычного человека. Гения, который подвергался гонениям и безжалостным критическим упрекам, отвергался публикой, пережил тяжелое заболевание, заставляющее неимоверно физически страдать, и…успел застать свою славу. За одиннадцать дней до смерти Мане был удостоен Ордена Почетного легиона.