В Антверпене у Ван Гога появилось стремление писать портреты. Переехав в Париж, он пытается усовершенствовать свои навыки, непрестанно рисуя знакомых. Кроме того, он уделял много времени написанию автопортретов. Художником было написано более тридцати работ в этом жанре. Многие из них имели характер этюдов и зарисовок. Так можно охарактеризовать и этот автопортрет, выполненный быстро и имеющий незавершенный вид.
Фон портрета остался незакрашенным, художник лишь слегка обозначил его цвет разрозненными мазками. Он использовал тон бумаги в качестве основного цвета лица, наметив теневые части лиловым цветом, а также слегка окрасив блики. Но черты лица — глаза, губы, борода и усы — выписаны гораздо более тщательно. Художник выделил главное, сведя второстепенные детали к минимуму.
При этом он также уделил внимание крестьянским аксессуарам — соломенной шляпе и белой блузе, что ставит на первый план тематику картины и концентрирует внимание зрителя на ее содержании. Следует отметить, что это не единственный автопортрет, где Ван Гог изобразил себя в соломенной шляпе.
При написании портрета Ван Гог использовал в основном желтый цвет, который, видимо, он планировал использовать в качестве контрастного к синему фону. Лишь несколько линий выделены четко, основное же пространство картины прозрачно и незавершенно. Это делает работу легкой, придавая ей сходство с акварелью.