Картина «Базарный день в старом городе» по своим художественным достоинствам может быть поставлена рядом с многими работами Б. М. Кустодиева, С. В. Иванова, А. П. Рябушкина, рожденными глубокой любовью к русскому фольклору. Простой бытовой эпизод художник сделал поводом для красочного рассказа о старой провинции.
У монастырских стен шумит пестрый базар. Поднимающееся солнце золотит морозную дымку. Под навесами, густо запорошенными голубоватым снегом, на прилавках лежит красный товар. Гудит пестрая толпа, толкутся у лавок степенные мужики и говорливые бабы, шустрые приказчики. Словно цветник раскинулся на белом лугу: женские шали, платки, полушалки, кафтаны, шубы, армяки, тулупы, шапки, скуфьи, клобуки — все пестрит, мелькает, движется, и кажется, медный гул плывет над монастырем.
Нужного эмоционального впечатления художник достигает не вырисовыванием многочисленных деталей, которыми довольно легко заинтересовать зрителя в историческом произведении, а передачей в первую очередь общей атмосферы события, настроения данного исторического момента. Примечательна еще одна черта, характерная для данной работы и для манеры Горюшкина в целом: он не стремится натуралистически точно передать фактуру предметов, но всегда добивается того, чтобы ее можно было угадать в четкой цветовой характеристике.
Благодаря этому ясно ощущаешь и сверкающую золотым шитьем парчу, и нежную глубину бархата, и грубую шероховатую овчину. Звонкой, многоголосой, торжественно-яркой видел Горюшкин-Сорокопудов старинную жизнь, любовался ей, восхищался и эти свои чувства полно, во весь голос воплощал в картинах. По книге Ю. Нехорошева «Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов»