Благовещение — Леонардо Да Винчи

Благовещение — Леонардо Да Винчи

Благовещение   Леонардо Да Винчи

Одно из первых полотен на религиозную тему, продуманное и написанное самим Леонардо, — «Благовещение» . Историки искусства пришли к выводу, что эта работа, которую приписывали кисти выдающегося флорентийского художника Доменико Гирландайо, на самом деле принадлежит кисти Леонардо.

К сожалению, не известно, кто мог сделать заказ на «Благовещение», созданное Леонардо около 1472-1475 годов. Леонардо не упоминает эту картину ни в одной из своих записей или писем, дошедших до нас, но мы помним, что многие его записи были утеряны. В письменном договоре стоит дата заключения сделки и дата предполагаемого завершения работы. В нем есть и описание изображения, обозначено количество фигур, которые должны быть изображены на картине, упоминание необходимых красок. Возможно, что «Благовещение» было написано Леонардо в мастерской Верроккьо, когда он окончил свое ученичество и стал профессиональным художником.

Исследователи полагают, что эта картина могла быть написана как Запрестольный образ для церкви, которая перестраивалась или обновлялась около 1472-1473 годов в женском монастыре Святого Бартоломео в Монте-Оливето, недалеко от Флоренции. Картина оставалась там до 1867 года, после чего была передана в Галерею Уффици во Флоренции. Надпись на обороте подтверждает, что картина висела в ризнице, судя по другим свидетельствам, некоторое время она украшала стену монастырской трапезной. Прямоугольная форма полотна указывает на то, что она могла висеть непосредственно над алтарем.

В этой картине Леонардо использует геометрическую перспективу. Диагональная сетка плиток пола справа от фигуры Девы Марии направляет взгляд зрителя к пейзажу в центре картины и позади здания. Леонардо не придавал особого значения своему владению линейной перспективой: «Перспектива — это показательное рассуждение, при помощи которого опыт подтверждает, что все объекты посылают глазу свои подобия по линиям пирамид». Во время работы над картиной Леонардо продолжал совершенствовать свои навыки живописца.

В картине обнаруживаются несколько характерных для Верроккьо способов построения изображения. Вероятно, это произведение могло быть написано Леонардо в мастерской учителя. Например, движение руки Девы Марии и скульптурность ее одежд могут свидетельствовать о влиянии Верроккьо на творчество своего ученика. Основание аналоя напоминает скульптуру Верроккьо на могиле Пьеро де Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, которую мастер завершал именно в это время.

Некоторые особенности позволяют судить о том, что работа эта была своего рода практическим заданием — зачетом по окончании учебы. Сюда же можно отнести и богато украшенное основание аналоя, доминирующего в центре картины. Все это наводит на мысль о том, что картина была попыткой ученика создать самостоятельное произведение, с неточностями и огрехами в изображении, свойственными неопытной руке молодого художника. Это объяснило бы отсутствие письменных свидетельств о ней, так как картина никем не была заказана, и объяснило бы ее пребывание в монастыре, которому она, скорее всего, была передана в дар.

Описание истории, отраженной в композиции, находится в Евангелии от Луки. Там архангел Гавриил, посланный богом, провозгласил»Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» и сообщил беременной Деве Марии о ее беременности. Также архангел нарек назвать родившегося сына «Иисусом».