В норвежской живописи восьмидесятых годов XIX века «детская» тема весьма популярна, особенно часто художники выбирают мотивы страдающего, обездоленного или больного ребенка. Однако когда в 1886 году картина Мунка «Больной ребенок» была представлена на Осенней выставке живописцев Христиании, она неожиданно вызвала шквал нелицеприятных отзывов: художественную общественность возмутил не выбор темы, а сам способ ее воплощения на полотне. Живописная манера Мунка вызвала шок даже у видавших виды критиков, не понаслышке знакомых с экспериментами французских импрессионистов.
Художник демонстрирует весьма оригинальную фактуру письма, сплошь покрытую мелкими царапинами, которые он наносил ножом или шпателем на красочный слой. Причем каждый новый слой содержит все более интенсивные и глубокие «выбоины», свидетельствующие о возрастающем эмоциональном напряжении автора в процессе работы над картиной.
Если бы критики знали о личных трагедиях, которые пришлось пережить Мунку в юности, они наверняка обошлись бы с автором «Больного ребенка» более гуманно и не стали бы обвинять его в «нарочитой, физической драматизации мотива». Ведь обращаясь к теме угасающего от тяжелой болезни ребенка, художник мысленно возвращается к страшному времени, когда на его глазах медленно уходила из жизни любимая сестра Джоанн Софи, умершая от туберкулеза в 1887 году.
Эта глубоко интимная и сдержанная сцена исполнена в приглушенных сероватых тонах. Бледная кожа обрамленного рыжеватыми волосами лица больной кажется почти прозрачной на фоне большой белой подушки. Платье девочки и лежащая у нее на коленях накидка усиливают «страдательное» звучание картины. Печально склонившаяся фигура в темном платье почти сливается с фоном, символизируя увядание и смерть.
От поздних работ Мунка это полотно отличается своей приверженностью к реализму, хотя уже и здесь заметен преимущественный интерес к внутренним переживаниям человека, а не к его внешнему облику.