Дионисий и мастерская — Уверение Фомы

Дионисий и мастерская — Уверение Фомы

Дионисий и мастерская   Уверение Фомы

Происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря. На иконе представлен один из иконографических изводов композиции праздника, отмечаемого Православной церковью в первое воскресенье после Пасхи. Сюжет восходит к тексту Евангелия от Иоанна, повествующего о явлении воскресшего Христа ученикам и уверении Фомы, осязавшего раны Спасителя и, тем самым, уверившегося в истинности Его воскресения.

В соответствии с евангельским повествованием, в центре композиции на фоне затворенных дверей изображен Иисус Христос. С двух сторон от Него компактными группами представлены 10 апостолов, уже удостоившиеся видения воскресшего Учителя, на переднем плане слева — апостол Фома, протягивающий десницу к Спасителю и прикасающийся к Его пробаденным ребрам. Фигура Фомы выделена в композиции ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных.

В композиции иконы важную роль играет принцип ритмических повторов. Тонкая вытянутая фигура Спасителя соотнесена с дверным проемом за Его спиной, что позволяет вспомнить о словах Христа: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется». Абрис Его согнутой в локте правой руки и линия опущенной вниз левой повторены в скосах кровли здания, очертанию архитектурной постройки слева вторит склоненная фигура Фомы, в то время как статичность группы апостолов, возглавляемых апостолом Петром, подчеркнута вертикалью архитектуры в правой части иконной плоскости.

Это композиционное построение позволяет иконописцу достичь удивительной гармонии целого, чему способствует и сдержанный немногословный колорит, построенный на изысканных цветовых сочетаниях с преобладанием нежных разбеленных тонов.