Живописное произведение «Дом в Рюэле» было создано Мане в 1882 году. С конца 1870-х годов художник все чаще чувствовал недомогание и боли в ногах и спине. Но поставленный позднее тяжелый диагноз не повлиял на творческую волю Мане, и он продолжал напряженно трудиться и творить все новые и новые работы. Однако болезнь давала о себе знать. Все чаще у художника возникали проблемы с координацией мелких движений.
В первую очередь страдала мелкая моторика, которая отвечала за навыки рисования и умение держать кисть. Но художник боролся изо всех сил со своим недугом и не впадал в уныние. В этот нелегкий жизненный период Мане созданы такие прекрасные живописные полотна, как «Осень» , «Портрет Анри Рошфора» , «Бар в Фоли-Бержер» , «Дом в Рюэле» и многие другие. Работа над написанием картин отнимала у Эдуарда Мане много сил. Он редко совершал прогулки, посещал друзей.
Художник практически все свое время проводил в мастерской. Он понимал, что в таком положении ему не стоит терять ни дня, ни минуты. Поэтому он рисовал, рисовал неистово и самоотверженно. Все чаще Мане стал отказываться от создания масштабных, широкоформатных работ, и сосредоточил свое внимание на небольших по размеру натюрмортах и пейзажах, напоминавших милые красочные зарисовки, одной из которых можно назвать «Гвоздику и клематис в хрустальной вазе» . Тонкий, легкий маленький букетик Мане изобразил в простой вазе, без ненужных украшений, которые смотрелись бы излишне. Спокойный сиренево-лавандовый фон создает ощущение дымки, нежной невесомой затуманенности. Свет и воздух чувствуется в каждом лепестке.
Фон спокоен и не пестрит рисунками и пышными орнаментами, что позволяет сконцентрировать внимание именно на красоте созданной Мане флористической композиции из гвоздики и клематиса, для которой характерны и недосказанность, и призрачность, и трепет, и зыбкость контурных линий. Мане любил изображать разнообразные виды цветов, выстраивать цветочные композиции. В картине «Дом в Рюэле» также прослеживается этот важный для живописи Мане цветочный мотив. Напротив ярко освещенного дома изображена клумба, с посаженными на ней всевозможными цветами и растениями. На картине как будто остановилось время. Здесь всегда светит солнце, никогда не бывает пасмурных дней, цветет и радует глаз изумительная природа. Красивым колористическим сочетанием можно считать выбор художником для декорирования дома желтого, синего и кораллового оттенков.
Синие ставни смотрятся изысканно, не вычурно и подчеркивают нежный тон стен дома. Кораллового цвета бордюр служит необходимым цветовым акцентом. Ближе к потоку солнечных лучей ставни выглядят светло-голубыми белесоватыми пятнами, в то время как, если двигаться вглубь сада, окна дома приобретают насыщенный глубокий синий цвет. В самом саду стоят скамейки, выкрашенные в белый цвет. Все создано для отдыха и наслаждения жизнью, созерцания ее размеренного течения в отрыве от суеты и мирских проблем. Тени на дорожке, ведущей к дому, исполнены сходного синего оттенка, что и цвет оконных ставен. Переходы от света к тени осуществляются стремительно и дерзко. Травяной покров газона рядом с домом состоит из различных оттенков зеленого цвета, охристых вкраплений, теплых желтоватых красок. Деревья опушены ажурной листвой, сквозь которую просвечивает свет и создается особая воздушная атмосфера.
Картина получилась многоцветной, оптимистичной. Даже не верится, что работа «Дом в Рюэле» создавалась в столь нелегкий для художника период жизни, когда его самочувствие было подорвано тяжелой болезнью, для которой на тот момент не существовало лекарства и оптимального лечения. Этюдная зарисовка «Дома» дышит светом и теплом. В ней нет ноток грусти или тревожных переживаний, все наполнено умиротворением и тихой радостью. Не хватает только, быть может, какого-нибудь милого юного лица или беззаботного взгляда, брошенного случайно кем-то из добрых друзей художника, приятного разговора или лучезарного детского смеха. Тем не менее, живые сочные краски, в которых решена картина, рождают цельный приятный сердцу образ дома.
Дом — главное слово в жизни каждого человека наряду с семьей, поэтому и для живописи Мане концепт дома и семейного очага оставался ценным и важным на протяжении всей его творческой деятельности. Дом — это место, которое соединяет близких людей, скрепляет семейные узы, служит защитой от неприятностей и неудач. Семейные связи самые важные, без них человеку очень трудно приходится. Когда у тебя есть семья всегда легче, всегда есть тот, на кого можно положиться и на чье плечо опереться. Дом — это крепость, ограждающая нас от неурядиц и душевных смятений. Мы всегда заботимся о том, чтобы наше жилье было уютным и теплым. Для этого мы всячески облагораживаем его, украшаем, ухаживаем за садовыми растениями, пытаемся сохранить и сделать приятным и неповторимым каждое мгновение нашей совместной жизни.
Для импрессиониста Мане всегда главным оставалось каждое мгновение жизни, каждая частица бытия. Поэтому он стремился до конца своей жизни в полной мере уловить всю красоту окружающего мира, и с помощью красок и особого художественного видения воплотить ее на холсте без «приглаживаний», что было характерно для мастеров академической живописи. А создать свой индивидуальный взгляд, который бы проявлялся в живописных полотнах и был доступен для восприятия людей-ценителей его творчества и просто восхищенных зрителей. Живопись Мане, по словам Золя, оказывала терпкое и даже суровое впечатление. Но это впечатление было первым, затем всегда происходил необходимый и неизбежный процесс погружения в картину, в структуру ее образов, складывающихся из хаотичных на первый взгляд пятен.