Главный герой картины традиционен — рабочий, который здесь не согбен, а распрямляется и фактически возносится к небесам. Над своеобразными метаморфозами преображающегося города он вглядывается вдаль, в светлое будущее.
Рабочий несколько гигантизируется, да и в целом передовой класс представлен в момент своего революционного преображения. В то же время на развалины города словно наложен примитивный крестьянский архетип, это не гимн новой эпохе рабочих и не прославление индустриализации. Скорее, эта картина — видение художником современного ему общества, отражение идеи «собора социализма», часто поднимаемая в литературных манифестах и архитектурных утопиях того времени.
В картине нашли отражение знаковые символы темы пролетариата, в первую очередь — человеческие руки как орудие созидания, преобразования мира. Различимы также человеческие фигуры, задумчивые лица, глаза. Здания и архитектурные фрагменты представлены как «атомы» нового пролетарского мира. Многочисленные спирали, пронизывающие картину, можно отождествлять с воплощением идеи развития.