Картина Пармиджанино «Галеаццо Санвитале, князь Фонтанелатто». Размер картины 109 x 81 cм, дерево, масло. Уже в ранний период Пармиджанино проявил себя как выдающийся портретист, умеющий впечатляюще акцентировать аристократическое благородство своих моделей и окутывать их, благодаря эмблематическим деталям антуража, аурой многозначительной тайны.
Таков портрет Галеаццо Санвитале, написанный художником в 1524 году. Несмотря на военную атрибутику, картина пронизана тонким аристократизмом и сдержанным достоинством. Заслуживает внимания исполненное духовности и благородства лицо молодого князя, смотрящие прямо на нас пытливые внимательные глаза.
Портрет занимает особое место в творчестве итальянского мастера — это единственный жанр, в котором искусство маньеризма сохраняло известный контакт с действительностью. Портреты Пармиджанино, бывшего наряду с Бронзино крупнейшим портретистом маньеристического направления, отмечены большой противоречивостью, но представляют весьма значительное эстетическое явление.
Некоторые из них несут явственный отпечаток кризисности мировосприятия мастера: образ человека в них лишен яркой характерности и полнокровности, репрезентативность создается обычно не героической значительностью образа, а великолепием и пышностью аксессуаров. Но, с другой стороны, художник сумел уловить в душе современника внутренний надлом, смятение, беспокойство, что сообщает ряду его портретов тревожную одухотворенность, нотки затаенной душевной боли или глубокой меланхолической задумчивости.