В XVI веке в нидерландской портретной живописи возникает групповой портрет, в дальнейшем получивший широкое распространение на севере страны. Появление группового портрета связано с ростом самосознания бюргеров и формированием у них чувства общности сословных и деловых интересов.
Одним из основоположников группового портрета был Дирк Якобс. Эрмитажный «Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков» из коллекции графа Брюля — раннее произведение этого жанра. На картине Дирка Якобса показаны члены стрелковой гильдии.
Главными функциями таких организаций были охрана общественного порядка и защита города от внешних врагов. Подобные портреты помещались в ратуше и в настоящее время редко встречаются в музейных собраниях. Стрелки облачены в одежду своей корпорации: красно-синий плащ и черную плоскую шапочку. Их фигуры расположены в три ряда, друг над другом. В центре выделен глава гильдии в кирасе и с мушкетом в руках. На плаще одного из мужчин на переднем плане изображен орлиный коготь — эмблема корпорации.
На картине представлены люди разного возраста, внешности и темперамента, но их объединяют понимание социальной значимости своего коллектива и гордость за принадлежность к нему. Стремление запечатлеть на одном холсте как можно больше лиц продиктовано практичностью заказчиков — известно, что оплата групповых портретов, заказываемых гильдиями, производилась каждым портретируемым отдельно, и величина платы зависела от размещения; самым дорогим был первый план. Мастерство Дирка Якобса проявилось в умении дать индивидуальный психологический портрет каждого изображенного.