Цветные многоугольники, скоординированные согласно ощущаемому мастером распорядку, составляют его «Композицию с красным, желтым и голубым». Многоугольники отделены друг от друга прямыми черными линиями, сама же «раскраска» имеет характер заливки на чертеже, отметая таким образом всякое присутствие личности художника в картине. Это подчеркивается отсутствием как такового названия полотна. Примечательно, что его работы отличались друг от друга лишь нумерацией.
Поиск пропорции и равновесия геометрических фигур в «первичных» цветах вскоре нашло и свое непосредственное практическое применение в архитектуре и быту, компановкой цветных плоскостей занималось в начале века прикладное искусство. Неопластицизм, или прямоугольная живопись, основы которой заложил и теоретически обосновал Мондриан, получила весьма широкое распространение. Так, в 1917 г. был создан журнал «Де Стейл», развивавшийся под руководством самого Мондриана и видных голландских архитекторов, которые проповедовали идеи нового направления в искусстве. Журнал издавался на протяжении 14 лет, за это время неопластицизм превратился в самостоятельное, широко известное и в целом принимаемое направление.
Собственно говоря, именно журнал был призван доносить до широкого круга интересующихся живописью идеи Мондриана. В целом его живопись — это не столько парадоксальное направление в искусстве, сколько целое мировоззрение. Упрощение и обезличивание, культивируемые Мондрианом, должны согласно принципу абсолютной гармонии, переустроить этот мир, уводя его иллюзорным путем от противоречий.
Сам Мондриан говорил, что чувственный мир только обрекает человечество на бесконечные страдания, в которых каждый человек заперт в силу преобладания субъективности и противоречивости своей натуры над чистым мышлением. Люди обречены страдать до тех пор, пока не смогут взглянуть по-иному на мир вокруг и внутри себя самих, отказавшись от внешней материальности. Цивилизация, по мнению Мондриана, помогает человеку абстрагироваться от «природной формы», увидеть истинное, сместить материальную оболочку на демократическую организацию общества. Новое же искусство призвано помочь людям перестроиться — научиться видеть высшие формы отношения с миром.
В 1926 г. Мондриан формулирует 5 основных наставлений художникам-неопластикам, на которые они и должны опираться в своей работе. Собственно говоря, это 5 заповедей религии Новой Жизни, проповедовавшейся на протяжении всей жизни Мондрианом. Отказ от чувственного, математическое замещение всякого рода эмоционального и субъективного должны были преобразовать несовершенный мир и избавить его от страданий.
В 1938 г. Мондриан приезжает в Лондон, однако двухгодичный труд был уничтожен во время одной из фашистских бомбежек. Переехав в Нью-Йорк, он начинает ощущать пульс совершенно иного ритма жизни. Буги-вуги, бродвей, джангл — все это находит свое отражение в абстрактной геометрии мастера.