Адольф Менцель получил первые навыки в искусстве у своего отца, позднее он посещал рисовальный класс Берлинской Академии художеств, но не был удовлетворен системой преподавания и продолжил обучение самостоятельно.
Художник много путешествовал, на его творчество заметное влияние оказало знакомство с немецкой и французской живописью. В историю искусства Менцель вошел как реалист. Наибольшую известность ему принесли работы, связанные с именем Фридриха Великого.
Впервые Менцель обратился к этой теме в то время, когда получил заказ на изготовление иллюстраций к «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера. Фридрих II Великий стал для Менцеля идеалом правителя. Интерес к его личности усилился у художника после революции 1848, и в 1849 он приступил к созданию серии из 11 полотен, посвященных эпохе просвещенного правления Фридриха II. Одно из этих полотен — «Концерт Фридриха Великого в Сан-Суси».
Художник тщательно изучал быт, историю, искусство, литературу эпохи Фридриха. Менцель стремился к достоверной трактовке образа просвещенного монарха. Картины серии стали одними из самых известных произведений художника. Они оказали влияние на творческие поиски русских художников объединения «Мир искусства». Другие известные произведения: «Железная дорога Берлин-Потсдам». 1847. Государственные музеи, Берлин; «Похороны мартовских жертв». 1848. Кунстхалле, Гамбург.