А. И. Мещерский поздно стал осваивать живопись в Академии, он много работал самостоятельно и только спустя полвека решил освоить правила написания картин. Его манера работы была особенная, он был совершенно не согласен с преподавателями. Художник не планировал быть портретистом, его страсть была пейзажи.
Картина «Ледоход» была одной из первых работ, которую приобрел только открывшийся музей императора Александра ІІІ. Безусловно, такое событие принесло известность художнику и славу.
Картина «Ледоход» отображает столь удающуюся художником зимнюю тему. Промерзшая земля и слегка замерзшее у побережья море говорит о суровой зиме. Яркое зарево заката сигнализирует об окончании дня и начале длительной зимней ночи. Художник так реалистично передал зимний вечер, что возникает желание согреться.
На берегу замерзшие морские волны показывают мощь воды, устрашающую и непобедимую. Море спокойное, на переднем плане видны огромные валуны. Стая чаек с надеждой ищет наживы, возможно, их кто-то спугнул и они разлетелись от привычных мест. Небо затянуто снежными облаками, которые с красным заревом заката создают атмосферу угнетения.
Возле камней виднеется сломленное дерево, что говорит о морской буре. Береговая линия уходит далеко за горизонт, а возможно это всего лишь дорога к маяку, вдалеке виднеется силуэт башни.
Все покрыто льдом и создает ощущения ледяного царства. Часто в такое время года большое количество птиц в надежде выслеживают свою добычу в воде. Это самый сложный период зимовки. В таких погодных условиях необходимы ледоходы. Полное замерзание водоема может быть даже опасным. Художник реалистично передал атмосферу зимнего заката у моря. А. И. Мещерскому удавалось рисовать пейзажи лучше всего, именно как пейзажист он был очень популярен в Петербурге.