Кто знает, смог ли бы Мане стать одним из основоположников импрессионизма, если бы его учитель, живописец Тома Кутюр, не назвал картину «Любитель абсента» — «гнусностью». А ведь молодой художник всю зиму 1858-1859 года увлеченно трудился, считая, что создает шедевр, и учитель, а с ним публика и жюри Парижского салона, смогут по достоинству оценить работу. Надежды не оправдались: с Кутюром, Мане больше не встретится из-за обиды, а среди членов жюри Салона, только Делакруа признал картину.
Работая над «Любителем абсента» , Э. Мане все же придерживался требований школы Кутюра, эксперты отмечают подготовку холста как того требовала академическая живопись, распределение теней соответствует установленным стандартам. Правда, заметен и ряд обоснованных недостатков.
К сожалению, наставник и художественные критики, смогли заметить в работе только спившегося парижанина, каких много ошивалось в районе Лувра. Очень радовался картине старьевщик Колларде, позировавший художнику, впоследствии он постоянно отвлекал Манэ, трудившегося в мастерской. Считают, что друг художника — поэт Бодлер, сумел заставить Манэ увидеть в спившемся старьевщике подходящий образ для создания картины.
Абсент, был дорисован Манэ чуть позже. По его мнению, это придало работе выразительности.