Мурильо по праву называют последним мастером «золотого века» испанской живописи. Он был младшим современником Сурбарана, Веласкеса, Риберы, но в отличие от своих старших современников художник, хотя и переносил религиозные сцены на испанские улицы, все же тяготел к идеальной трактовке образов.
Иное можно видеть в его картине «Маленький нищий», которая выделяется реалистической трактовкой образа. Умело подобранная цветовая гамма позволила художнику почти с натуралистической точностью показать лохмотья мальчика, детали интерьера.
Реалистическая трактовка образов наблюдается и в других произведениях мастера, посвященных севильской бедноте, «маленьким нищим», которых он писал с особой лиричностью и порой с добрым юмором. Именно такую манеру реалистического письма Мурильо отстаивал в созданной им Севильской Академии, первым президентом которой он стал в 1660.
Другие известные произведения: «Поклонение пастухов». 1675- 1680. Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Отдых на пути в Египет». Между 1665-1670. Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Мадонна с четками». Ок. 1653. Прадо, Мадрид; «Мадонна с салфеткой». 1665. Музей изящных искусств, Севилья; «Девочка с фруктами». 1655-1660. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва; «Мальчик с собакой». 1655-1660. Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Игроки в кости». 1670-1675. Старая пинакотека, Мюнхен.