Пейзажи Парижа и его предместий, не относятся к визитной карточке, характеризующей живопись Руссо, но от этого они не представляют меньшей художественной ценности в его творчестве. К числу наиболее известных работ этого жанра принадлежит полотно «Мебельная фабрика в Альфортвиле».
В те времена столица Франции была окружена девственными лесами, и даже стремительное развитие прогресса не могло исказить первозданной красоты природы, вплотную соседствовавшей с городскими постройками. Руссо хоть и слыл натурой романтической, но чтобы получить хлеб насущный, вынужден был трудиться не покладая кисти. Неплохой заработок приносили парижские пейзажи, и художник, почти без подготовительных работ, писал их сразу масляными красками, но в отличие от импрессионистов, хоть и работал на пленэре, но не выхватывал какие-то отдельные моменты, а создавал сцены, более относящиеся к сюрреалистическому жанру.
Неожиданная деталь, несвойственная его манере живописи — правильная перспектива волнистого тротуара, вокруг которого построена композиция полотна, при этом почти все объекты картины отличаются неестественностью и выглядят условно.
Еще один элементом, разграничивающим творчество Руссо и стиль импрессионистов, является фигура рыбака, существующая вне времени и пространства, и художник сам для себя сделал открытие после завершения работы, что именно этот момент позволил воплотить в полотне вечность.