Рождество Христово — один из самых древних и любимых христианских праздников. От этого самого важного события, люди отсчитываю время, говоря, «это произошло до Рождества Христова, а это после него». Этот праздник помогает нам вновь пережить то, что произошло 2 000 лет назад, пробуждая в сердце прекрасные чувства любви к миру, доброты к людям, надежды на обновление, напоминает нам о радости божественного присутствия.
Стремление к обновлению и всеобщему счастью выразил Сандро Боттичелли в своем чудесном «Рождестве». В верхней части картины сделана надпись по-гречески «Эта картина была написана мной, Александро, в конце смут после того времени, когда осуществилось предсказание Иоанна в 11 главе и второй скорби Апокалипсиса, когда сатана был отпущен на землю на три с половиной года. Затем он будет вновь заточен в цепи и мы увидим его поверженным, как представлено в этой картине».
Вспоминая пророчества Савонаролы, Боттичелли усматривает в строках Апокалипсиса связь с потрясениями выпавшими на долю родной Флоренции. Художник создал необычную по иконографии сцену. В центре — пещера, над которой возведена покатая соломенная крыша, под которой нашло приют святое семейство. Около традиционных ясель на земле лежит младенец, над ним склоняется молящаяся мадонна. Напротив нее, спиной к зрителю сидит святой Иосиф. Вокруг этих главных действующих лиц, не смея приблизится к яслям, группируются остальные персонажи: справа — пастухи, слева — волхвы, и тех и других сопровождают ангелы. Здесь внешние проявления теряют силу — восточные цари не подносят, как обычно, дары, не блистают великолепием одежд. Им позволено издали взглянуть на новорожденного и выразить свое благоговение в сосредоточенных молитвах. Тему прославления Христа подхватывает хоровод ангелов в небе, образуя круг, своеобразный нимб славы и торжества.
В руках ангелы держат оливковые ветви и развевающиеся ленты с евангельскими текстами: «Слава в вышних богу и на земле мир, в человеках благоволение», а к оливковым ветвям, символизирующим мир, подвешены золотые короны. Радость звучит в торжественном пении ангелов, сказывается в легком и стремительном хороводе на небесах, в благоговейном поклонении волхвов и пастухов, в объятиях паломником и ангелов.
В картине торжествует добро, злые силы теряют свою власть — поэтому маленькие черти на первом плане, корчась, исчезают в недрах земли. Яркий цвет усиливает ощущение праздничной атмосферы. Каждая фигура, каждый предмет окрашен с интенсивностью, свойственное народным изделиям в розовое, зеленое, фиолетовое, золотое, белое, красное.
Боттичелли так виртуозно и выразительно нашел интервалы между группами, что композиционное построение можно сравнить в музыкальным произведением: появляется ощущение почти звучащего гимна, после непродолжительных пауз с новой силой возникают мощные и стройные аккорды. Мир, согласие, торжество добра — все о чем грезили и чего не достигли флорентийцы, воплотилось в произведении Боттичелли как мечта, облаченная в неземную оболочку.