В творчестве одного из крупнейших пейзажистов истории мирового искусства — Якоба ван Рейсдаля — голландская пейзажная живопись достигает вершин реалистического мастерства.
Значение Рейсдаля для художественной культуры заключается в том, что он обогатил изобразительное искусство пейзажем, в котором нашли выход чувства и мысли, возникающие у человека при общении с природой,-пейзажем драматическим, философским и романтически взволнованным.
В отличие от большинства голландских живописцев, изображавших пронизанные светом равнинные или дюнные ландшафты с величественными спокойными водами и мирными поселками по берегам, Рейсдаль предпочитает лес, с его глубокими контрастами света и тени, бурные водопады, древние развалины на вершинах холмов, запустение кладбищ. В своих картинах художник размышляет о бесконечном беге времени, об увядании и возрождении природы, о быстротечности человеческой жизни.
Но Рейсдаль не был бы истинным голландцем, если наряду с лесистой Голландией не показал бы и прибрежную ее часть, омытую северным морем, овеянную влажным морским ветром. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками, и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь, и празднично одетые люди на побережье.
Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Между сгущающимися тучами лишь кое-где прорывается солнце, лучи его ложатся на песок и воду беспокойными пятнами, море потемнело и нечто зловещее чувствуется в пейзаже.
Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. На это указывают прежде всего холодный колорит и костюмы людей, написанные не самим Рейсдалем, а сотрудничавшим с ним в эти годы роттердамским живописцем Герардом фан Баттемом.
Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году.