На покосе в дубовой роще — Иван Шишкин

На покосе в дубовой роще — Иван Шишкин

На покосе в дубовой роще   Иван Шишкин

Коллекция казанского музея произведений Ивана Ивановича Шишкина дает яркое представление о художественном наследии выдающегося пейзажиста, особенностях образного строя его работ в разные периоды творчества, покоряющем мастерстве его кисти и резца. Особой выразительной силой, размахом и мощью образа отличается полотно «На покосе в дубовой роще».

Оно принадлежит к числу тех известных картин Шишкина, которые снискали ему славу родоначальника эпического русского пейзажа, певца необозримых просторов, неоглядных далей, могучих лесов, составляющих красоту родной природы. Уже сам объект изображения — дубовая роща — дает возможность создания монументального произведения, но художник пластическими средствами усиливает богатырское звучание природного мотива.

Он избирает низкую точку зрения, позволяющую укрупнить масштаб деревьев: подчеркивает контраст горизонтальных планов убегающих вдаль полей с вертикалями стволов вековых дубов; стремится к обобщению формы, избегая излишней детализации изображения. Монументальности образа природы способствует и прием фрагментации некоторых деталей картины.

Так, ветви дерева на переднем плане уходят за пределы полотна, что усиливает впечатление буйного размаха и мощи лесного великана. Картина написана художником на основе эскизного и этюдного материала, собранного во время поездки в Епабугу в 1871 году. Как обычно у И. И. Шишкина, она изображает конкретное место, являясь точным «портретом» определенной местности. Об этом свидетельствует, в частности, и первоначальное название картины «Дубовая роща близ Елабуги». В числе других произведений художника она была приобретена купцом I гильдии, ставшим известным заводчиком, П. К. Ушковым, с которым Шишкина связывали дружеские отношения.

В революционный период картина исчезла из поля зрения и только в 1926 году была обнаружена на чердаке здания заводоуправления Бондюжского химического завода и тогда же музейным отделом Татнаркомпроса была передана в казанский музей.