Ломаная геометрия рисунка, лишенные пластики формы — основные черты творчества гения русского авангарда Владимира Татлина. Его «Натурщица» 1913 года является олицетворением наследия Пикассо и ярким примером кубизма.
Женщина. Обнаженная, она скромно расположилась на покрытом красной материей кубе. Лица той, что послужила художнику моделью, не видно, и можно рассмотреть лишь ее фигуру и попытаться угадать возраст.
Отдавая дань авангарду, Татлин создает женский образ с помощью грубой манеры письма, граничащей с примитивизмом. Словно по памяти, или наугад схематично прорисована грудь и все прелести женского тела. «Натурщица» — не конкретная женщина, а обобщенный образ — просто «Она».
Особый поворот головы и постановка ступней ног выдает в модели опытную натурщицу, но при этом самую обычную женщину, не актрису и не танцовщицу. Грузная фигура, без намека на красивую осанку, подчеркивается художником предельной геометрией, какой одинаково успешно можно изображать как женщину, так и мужчину или предмет интерьера. Натурщица безэмоциональна. Скучая, с отрешенным безрадостным видом она ожидает завершения работы художника.
Скупость эмоций модели и грубая техника исполнения с легкой кисти художника разбавляется использованием чистого насыщенного цвета. Отличающий работы Татлина триколор — «лазурный — охристый — красный» — обнаруживает себя и на этом полотне. Застывшие яркими пятнами, эти краски заставляют забыть об истинном смысле картины и отвлекают зрителя от изображенной здесь женщины. Не она — главное действующее лицо работы, а цвет — яркий и простой, но при этом невероятно смелый и предельно ясный.