Сохранились любопытные воспоминания тосканского писателя Ренато Фучини, связанные с работой Фаттори над этим в высшей степени экспрессивным полотном. В автобиографических записках Былое: случаи и курьезы из моей жизни» писатель без ложной скромности утверждал: «Ногу в стремени» он создал с моей подачи.
Наблюдая как-то раз, как он пишет батальную сцену с группой спасающихся бегством всадников, я спросил его: «А что если во всех этих атаках и бегствах изобразить одного упавшего с лошади, с застрявшей в стремени ногой»?» Он посмотрел на меня с удивлением, вопросительно. Вот всегда так! Он не знал, что это такое — когда всадник падает, а его нога при этом остается в стремени, он никогда этого не видел. Я объяснил ему это, идея ему понравилась, и он тотчас же написал картину. Работа, упомянутая Фучини как батальная сцена с группой спасающихся бегством всадников» — это, по всей вероятности, Взрыв пороховницы.