Левитан был очарован природой в любое время года; времена года являлись для него как бы сменой ее, одежд, не меняющей, по существу, ее лица, но при этом в новом освещении, в новых декорациях подчеркивающих те или иные ее особенности.
Впрочем, и в этом случае левитановские предпочтения определить несложно — у него очень немного зимних пейзажей, чуть больше — летних, гораздо больше — весенних — один из них). Но очевидное первенство в этом списке держит осень, предстающая у Левитана в самых различных образах. По разным оценкам художник написал около ста осенних картин — таких, как «Осень. Мельница. Плес» .
Осень близка ему своей переменчивостью, «сломленностъю», печалью, но одновременно — своей бравурностью, яркостью красок, отчетливостью форм. Это самая «настроенческая» пора в году. Отметим, что своей влюбленностью в осень Левитан вполне отвечал сложившейся традиции, к которой принадлежали и Пушкин, и Тютчев, и многие другие русские гении.