После дождя. Плес — Исаак Левитан

После дождя. Плес   Исаак Левитан

Свежесть, переходящая в легкую зябкость, баржи у берега — как символ трудовой Волги, огромное и пустое небо, недавно освободившееся от излишней влаги: неслучайно именно эту работу считают едва ли не самой лучшей во всем творчестве великого художника.

Невзрачный берег лишен красоты и внешнего обаяния. Это место, где люди работают, им некогда любоваться природой, поэтому и природа скромна и бесхитростна. Картина пустынна, люди, напуганные дождем, еще не вернулись к своим будничным делам. Но их присутствием пропитано все вокруг: вот по Волге бежит маленький пароход, перекинутые на землю сходни, товары на палубе и т. д. Легкий ветер, определяемый благодаря ряби на водной глади, вносит оживление в безлюдный пейзаж. Небо со светлыми облаками придает всей композиции легкости и свободы. Городок на берегу выступает фоном. Несколько строений, среди которых выделяется лишь церковь, оживляют работу, придавая ей многоплановый вид.

Общий ритм работы размерен и нетороплив. Красочная гамма бедна: от свело-кремового до идеально белого, вкрапления темной зелени, общий нежно-голубой — создают особенную атмосферу легкой грусти. Интересен свет в работе — он словно прорывается через облачную оболочку, заливает весь пейзаж ровным, невидимым светом, обозначенным только отсутствием всякой тени от предметов и строений.

Блестяще удалась художнику водная гладь: дрожащие силуэты барж, рябь, зеркальность поверхности — все здесь создает ощущение необыкновенной достоверности и точности. Многие работы художника удивительным образом созвучны произведениям Чехова. Их объединяет общее мироощущение, удивительная способность подмечать важные мелочи, а также видеть в мелочах вселенную. Вот и эта работа великого мастера наполняет зрителя ощущением причастности к изображенному пейзажу. Кажется, что картина передает запахи влажного воздуха волжского побережья.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)