Картина Исаака Ильича Левитана «Осенний день в Сокольниках» 1879 года является для художника единственной в своем роде и счастливой!
Дело в том, что на этой картине первый и последний раз в художнической жизни Левитана на работе был изображен человек. Одинокую хрупкую фигурку женщины писал не сам Исаак Ильич. В этом ему помог его друг, брат писателя Антона Павловича Чехова, Николай Павлович Чехов.
История именно это картины чудесно описана в эссе Константина Паустовского «Исаак Левитан».
Левитан не окончил Училища живописи, ваяния и зодчества. У него не было диплома, не было денег. Ко всему, по царскому указу евреям запрещалось жить в столице, и его выселили в расположенную под Москвой Салтыковку. Там впервые Исаак Ильич, которому было в тот момент восемнадцать лет, начал писать на воздухе, учась по совету Алексея Кондратьевича Саврасова, передавать в картине «воздух».
Поскольку художник не имел заработка, то был чрезвычайно беден и не считал возможным общаться с тем кругом дачников, который находился в тот момент в поселке.
Все лето провел молодой человек в тростниках, на лодке с этюдником, стремясь передать летнее состояние сельского пейзажа.
Смех, пробегающие дети и молодой голос поющий романсы взволновали юношу. Однажды он увидел свою соседку в конце лета быстрым шагом, идущую мимо его обиталища. В руках у нее был небольшой зонтик, и рукава ее изящного платья были оторочены черными кружевами, подчеркивающими белизну рук. Тоска, навеянная словами романса, красота Подмосковья послужили художнику поводом написать осенний пейзаж. Высокое облачное светлое небо почти смыкается у горизонта с усыпанной опавшими листьями дорожкой. Лес, еще темный и трава еще зеленая, но молодые клены, посаженные вдоль дрожки, уже сияют осенним пламенем желтого, оранжевого и красного листа.
Воспоминания о таинственной соседке заставили Левитана обратиться к своему соученику Николаю Чехову, который и вписал печальный силуэт в пейзаж.
Хрупкая женская фигура кажется такой одинокой, такой маленькой в этом бесконечном воздушном пространстве обрамленным таинственной темной стеной леса. Женщина одета в черное, как будто носит траур по лету.
Эта картина была первой, из купленных у Левитана Третьяковым для его собрания.
Всю жизнь художника Исаак Ильич Левитан был под пристальным вниманием Третьякова, который частенько покупал у него работы.
Творчество Левитана отмечено особым умением «разговаривать» с природой и показать красоту и очарование совершенно простых неприметных уголков своей страны.