Хранящийся в Прадо «Отдых на пути в Египет» изображает Деву Марию, кормящую Младенца на фоне леса. Природа у Герарда Давида утрачивает надмирные космические свойства, присущие пейзажам его предшественников. Он вводит зрителя в реальную чащу леса, под раскидистые ветви деревьев.
Фигура Девы Марии в центре композиции написана в холодной колористической гамме, присущей творчеству Давида. Она смотрится силуэтом на фоне охристых камней, на которые присела отдохнуть. Прелестны полузакрытые глаза, тонко очерченный нос, мягкие, по-детски припухлые губы.
Лицо Мадонны спокойно, она погружена в свои нелегкие думы. Мадонна Герарда Давида — это совсем молодая мать, почти девочка. Ее мягкие рыжеватые волосы окутывает накидка из прозрачной вуали. Одной рукой она придерживает Младенца, в таком же прозрачном одеянии, другой поддерживает грудь, которой кормит дитя. Руки прекрасно написаны и поражают своей красотой. Рядом с Мадонной на камнях стоит скромная плетеная корзинка. За ее спиной возвышается лес, по которому движутся путники. В них можно узнать те же персонажи — Деву Марию с Младенцем, а также Иосифа, спасающихся бегством в Египет.
Включение в композицию картины эпизодов, сюжетно связанных с главное темой, — распространенный прием искусства Северного Возрождения. Мастер любовно выписывает пейзаж, не забывая ни камешка лежащего у ног Мадонны, ни расточка, с трудом пробивающегося сквозь каменистую почву. Он любуется глыбами песчаника, на которых сидит Мария, шероховатостью древесных стволов, голубизной неба. Колорит картины яркий, сверкающий. Ее поверхность блестит подобно эмали. Все говорит о виртуозном мастерстве художника, полностью раскрывшегося в этой картине.
Картина выполнена на закате творчества Давида, когда нидерландское искусство испытывало на себе большое влияние итальянской живописи. Видимо, из-за этого композиция произведения пирамидальна. В целом «Отдых на пути в Египет» Герарда Давида наполняет ощущением глубокого умиротворения и углубленности в себя.