Работа над портретом всегда требовала от живописцев дополнительных сил и внимания. Ведь, нужно было отобразить душу человека, его мощь и значимость, которые побудили художника взяться за кисть и постараться расшифровать все потаенные знаки личности своего героя. Картина «Поэт Г. Тукай» одна из тех знаменательных работ, которые наполнены символикой и правдой жизни. Мне импонирует ее исполнение, каким пользовался Е. Симбирин. Да и сам образ поэта для меня стал намного ближе и понятней.
На полотне изображен молодой человек. Он скромно одет в простую белую рубашку с раскрытым воротом и свободными рукавами. На нем темная строгая безрукавка. Вид этот напоминает молодого студента или гимназиста, но никак не знаменитого поэта. Зато лицо говорит так много о горьком опыте и многочисленных знаниях, принесших тоску. Чувствуется какая-то обреченность, что сквозит в остром взгляде.
Персонаж словно знает то, что приносит ему ужасную боль. Переживание ли это о своем народе, или известие о собственной болезни, которая очень скоро отнимет жизнь поэта? Но не жизнь жалко ему терять. Судя по твердому взгляду, уносящему его мысли вдаль, Габдулле Тукаю было страшно прощаться с мечтой о том, что еще хотел сделать, а не успел. Красивое лицо с короткой мальчишеской стрижкой, запоминается надолго своей решимостью бороться с недугом активностью и нежеланием сосредотачиваться только на себе.
Е. Симбирин для полного понимания зрителем образа молодого, но сильного татарского поэта дал ему возможность принять любимую позу. Габдулла изображен сидящим на стуле, облокотившись на его спинку, благодаря этому, видны кисти рук. Еще один прием, который, на мой взгляд, придал картине завораживающий вид — фоновая зарисовка. На заднем плане пылает огонь, словно неспокойная душа молодого человека не желает мириться с трудностями и несправедливостью. Она пылает, зажигая своей искренностью и силой все вокруг.