Время создании картины относиться к периоду правления голландскими землями — Филиппом II Королем Испании. Питер Брейгель жил и работал в Испанских Нидерландах. Во время написания картины художник находился в Брюсселе с 1563 года. В этот период голландское общество переживало кардинальные перемены, что выражалось в недовольстве испанским управлением, религиозными конфликтами между католичеством и протестантским движением.
Брюссель, в котором проживал и работал Питер Брейгель, становится центром развития революционных движений и мер противодействия со стороны испанской наместницы Маргариты Пармской, резиденция которой также находилась в этом городе. Все эти события не могли оставить равнодушным художника и он принялся за написание картины «Поклонение волхвов», но в своей интерпретации. Картина была достаточно холодно встречена католическим обществом, поскольку полна иронии и антицерковного содержания.
В картине упоминается евангельский сюжет о волхвах, которые пришли с Востока, чтобы поклониться новорожденному Иисусу и выразить свое уважения поднесенными дарами. В своей работе Питер Брейгель решил отойти от традиционного изображения и передачи радости момента. Находясь под влиянием стиля Иеронима Босха, он пишет картину, что не передает радость от рождения младенца и все присутствующие, включая Деву Марию — пребывают в печали.
Вместе с Иисусом, она ключевая фигура композиции, и именно ее одежду художник изобразил в синем цвете, который является холодным и призван передавать печаль. Человек в зеленом платке, что-то шепчет Иосифу, который склонился к нему и закрыл глаза отображая на лице равнодушие к происходящему. У входа в хлев и вокруг Марии с младенцем, Иосифа, волхвов и темнокожего Валтасара находятся люди и солдаты, на лицах которых художник отобразил иронию и злорадство.