Первые статьи в поддержку Мане, автором которых был Золя, появились в 1865 году. Постепенно Золя сменил Бодлера, стоявшего тогда на краю могилы, в роли защитника и «разъяснителя» его картин. В 1867 году он написал текст буклета, выпущенного к персональной выставке Мане.
Этот текст стал первой попыткой серьезного анализа творчества художника. Золя высоко ценил Мане за его приверженность реализму. И художника, и писателя одинаково интересовали детали, подробности, оттенки чувств. Сближала их и стойкая привязанность к японской гравюре и испанской живописи. Портрет Золя вызвал неоднозначную реакцию критиков.
Художника обвиняли в том, что он спутал жанры, представив в виде портрета типичный натюрморт. Однако «модели» работа понравилась, чего не скажешь о самом процессе позирования. «Я помню эти долгие часы, — вспоминал позже Золя. — Мои ноги и руки немели… Иногда я бросал жалобный взгляд на художника и видел отрешенное лицо человека, с головой ушедшего в свою работу. Было очевидно, что он забыл обо мне. Он вообще забыл, что это я, и писал меня так, как писал бы любое другое живое существо, — с мастерством и сноровкой, каких мне еще не доводилось видеть».