Ренуар написал портрет Базиля с большой сердечностью. Это чувствуется в каждой мелочи, изображенной на картине. Самое неожиданное в ней точка, которую Ренуар нашел, чтобы представить зрителям Базиля и определить всю портретную композицию.
Ренуар жил бок о бок с другом и часто наблюдал, как Базиль работал над своими картинами, какое принимал положение, как был одет. Поэтому впечатление полной достоверности и естественности облика Фредерика Базиля — самое сильное и удачное. Именно в этой находке в первую очередь проявился талант Ренуара.
Базиль не позирует художнику, он сосредоточенно и углубленно работает над своим холстом, стоящим перед ним на мольберте. Базиль одет в простой костюм, а на ногах у него мягкие домашние туфли, завязанные тесемками. Он сидит на стуле, и мы видим его профиль, склоненную к палитре голову. Свет падает на спину, затылок и на холст, который он пишет масляными красками.
Вокруг висят и стоят прислоненные к стене холсты, а на ровном фоне стены четко выписан Ренуаром профиль Фредерика Базиля. Эта картина особенно понравилась Эдуарду Мане, и Ренуар подарил ему портрет. Впоследствии Мане сравнивал новые работы Ренуара именно с этим портретом…»