Парадный конный портрет герцога Лермы открывает обширную галерею официальных портретов, созданную Рубенсом. Герцог Лерма был фаворитом и первым министром короля Филиппа III. Практически он был самовластным правителем Испании. Художник изобразил его верхом на коне, крепко держащим поводья, т. е. бразды правления.
Метод работы над этим портретом, использованный художником, сохранится на долгие годы: сначала он делает набросок или предварительный эскиз композиции, затем с натуры рисует или пишет лицо модели, а затем на холсте или дереве пишет красками весь портрет, доверяя подчас работу над аксессуарами, одеждой, фоном своим ученикам. В данном случае конный портрет писал сам художник. В Кабинете рисунков Лувра хранится подготовительный эскиз этого портрета, созданный Рубенсом на тонированной бумаге итальянским карандашом и пером.
На коне изображен натурщик. Вся композиция будущей картины представлена в полном объеме. Уже здесь намечены низкая линия горизонта, контуры дерева и возвышающаяся и главенствующая в композиции конная фигура всадника. Фигуры всадника и коня под ним показаны в сложном и непривычном для того времени ракурсе, отличном от более простого бокового силуэта.
Портрет решен в холодном голубоватом колорите, а резкая и контрастная светотень заставляет вспомнить работы Караваджо. Рубенс направил движение конной фигуры герцога Лермы прямо на зрителя, что придало портрету ощущение напористого движения мощного широкогрудого коня с развевающейся на ветру гривой. Сам портрет герцога Лермы вызывает двойственные чувства.
Закованный в латы торс герцога с величественно отставленной правой рукой создает впечатление торжественной позы. Однако контрастом к этим сверкающим латам, а также различимой на втором плане битве является непокрытая голова Лермы без защитного шлема, с совершенно бесстрастным выражением лица, которое выглядит никак не связанным, ни эмоционально, ни композиционно, со всем характером и обстановкой картины в целом.
Отличительной чертой этого портрета, ставшей основным признаком портретов в стиле барокко, является система композиционных приемов, возвеличивающих и героизирующих модель: пышность аксессуаров, активный фон, представление модели перед зрителями как бы на возвышенном пьедестале, подчеркивающее величие и торжественность позы портретируемого.