Портрет мужчины мастер Доменико Теотокопули написал в конце его учебы в Риме. На сегодняшний день не удалось установить, кто изображен на этом портрете, существует несколько предположений.
В этом произведении ясно прослеживается рост мастерства художника, прошедшего путь от византийской иконописной традиции через гуманизм Итальянского Возрождения к своему собственному глубоко индивидуальному стилю. Потому неслучайно до 1898 года, когда во время реставрации была обнаружена подпись художника, эту картину полагали автопортретом Тинорето.
Возможно, это собирательный образ, в котором Эль Греко воплотил свои представления о гуманисте-интеллектуале, человеке Возрождения, подобному прославленному «Кортеджиано» Рафаэля.
Одной рукой неизвестный опирается на книгу с закладками, лежащей на столе, рядом с письменным или чертежным прибором. Возможно, эти детали должны указывать на его занятия. Правая рука запечатлена в красноречивом жесте, традиционном для изображения ораторов.