Внук первого русского графа, сподвижника Петра I Бориса Петровича Шереметева граф Николай Петрович Шереметев после смерти отца унаследовал громадные владения: Кусково с крепостным театром и Останкино. Немалую роль в развитии театра сыграл крепостной библиотекарь Василий Григорьевич Вороблевский. Он познал азы театрального искусства еще в юности, учась в Славяно-греко-латинской академии.
На нем лежал присмотр за обучением вновь набранных актеров, а также пополнение репертуара переводными пьесами. Николай Петрович и сам часто участвовал в музыкальных спектаклях. Посетителей театра удивляло и другое — непривычно уважительное отношение владельца к крепостным актерам.
Имена их в первых домашних спектаклях были напечатаны с отчествами, а в дальнейшем граф ввел еще одно новшество: он дал артистам красивые псевдонимы по названию драгоценных камней. Балерина Татьяна Васильевна Шлыкова стала именоваться на сцене Гранатовой, ее подруга Мавра — Бирюзовой, Прасковья Ивановна Ковалева — Жемчуговой. Театр Шереметева по масштабам, богатству и серьезности постановки дела и художественному уровню стоял гораздо выше других крепостных театров.
Крепостную труппу для Кусковского театра готовили знаменитые драматические актеры и педагоги — И. А. Дмитриевский, Я. Е. Шушерин, , С. Н. Сандунов, танцевальному искусству в разное время обучали приглашенные из московского балета известные балетмейстеры Д. Н. Соломон и А. П. Глушковский. Известность Николай Петрович заслужил и благодаря небывалому для того времени поступку — женитьбе на своей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой.