Это классическое парадное изображение Павла I стало одним из самых глубоких психологических портретов в русской живописи XVIII века. Успех С. С. Щукина тем ценнее, что характер Павла был крайне сложен и противоречив. Горделиво поднята голова в большой треуголке, полон властности жест руки, опирающейся на трость.
И в то же время художнику удалось придать самовлюбленности и горделивости Павла ясно ощущаемый оттенок маниакальности; в узкоплечей его фигуре, несмотря на надменность позы, чувствуются болезненность и слабость, во взгляде видна глубоко запрятанная тоска человека, страдающего комплексом неполноценности и обязанного скрывать его под мнимой уверенностью и сумасбродством.
Великолепна живопись портрета, выдержанного в благородной серой гамме, скульптурно вылеплено лицо Павла. В июле 1797 года за эту картину, которую ему потом пришлось неоднократно повторять, Щукин был признан академиком. Поступил из Ленинградского музейного фонда в 1924 году.