Все творчество Василия Перова неизменно связано с его внутренней моралью. По воспоминаниям близких ему людей, живописца волновало социальное неравенство, его душа остро откликалась на несправедливость, а кроме того, во главу угла он ставил человека и его внутренний мир, его нравственность. «Последний кабак у заставы» как раз та работа, которая поднимает эти извечные вопросы — моральный выбор и его цена.
На полотне мы видим кабак, в окнах которого горит яркий свет. У порога кабака брошены сани с запряженными лошадьми и на одних из них, закутанная в платок сидит замерзающая женщина. Вероятно, это жена одного из гуляк, который пришел немного повеселиться. Справа от двухэтажного невзрачного строения пролегла дорога, уходящая вдаль к высокому шпилю церкви.
В композиции картины сочетание церкви и кабака неслучайно для Перова. В зимнюю стужу, замерзший человек может согреться только в двух местах — кабаке и церкви. При этом первое, ассоциировалось у мастера с развратом, вертепом и рассадником человеческих пороков, местом, играющем на человеческих слабостях. К сожалению, зритель видит, где решили согреться путники — их сани остановились здесь, меж тем разъезженная дорога к церкви пустынна. О том, что это не единственные посетители и место это пользуется популярностью, свидетельствуют многочисленные следы от полозьев саней — отметины превратили снег в рыхлую грязь.
В работе преобладают сумрачные тона, озаряемые лишь всполохами окон. Но этот свет какой-то колючий и злобный. Небо в картине низкое, серое и пустынное, что еще больше подчеркивает ощущение безысходности и даже беспомощности. Зритель здесь не найдет ни единого намека на сатиру или же громогласное выпячивание пороков с целью их искоренить, напротив, полотно представляется как печальная констатация фактов. Перов смиренно представляет нравственные пороки общества своей стороны, он как бы разводит руками — вот она какая, Россия обычная, закулисная, беспросветная. И этим своим красноречивым молчанием, Перов гораздо сильнее передает эмоции зрителю, нежели если бы его работы «кричали» о пороках.
Сегодня картина «Последний кабак у заставы», тихая и обличительная, выставляется в Третьяковской галереи.