По окончании Академии художеств Поленов видел себя историческим живописцем и поначалу много работал в этом направлении. В Париже он написал две известные картины — «Право господина» и «Арест гугенотки», 1875 .
Первую из них, темой для которой стало пресловутое «право первой ночи», художник даже выставил в парижском Салоне; она была одобрена И. Крамским и П. Чистяковым. Вторую работу он создал по заказу цесаревича Александра — темой для нее послужила судьба второй жены лидера гугенотов адмирала де Колиньи, графини д’Этремон.
В этих произведениях Поленова явно ощущается влияние французской салонной живописи и П. Делароша, внешне правдоподобные исторические полотна которого отличались сентиментальными трактовками. Уже увлекшись пейзажем во время своей поездки в Нормандию, Поленов — словно по инерции — продолжал работу над новыми историческими картинами. Среди них: «Восстание Нидерландов», «Александрийская школа неоплатоников» и др. Ни одна из них не была завершена.