В 1622 году Рубенс получил заказ Марии Медичи о написании целого цикла картин, состоящих из 21 полотна и отображающий основные вехи ее жизни. Одно из самых ярких полотен цикла — «Прибытие Марии Медичи в Марсель». В основе сюжета тот памятный день, когда нога будущей королевы впервые ступила на французский берег.
Нельзя сказать, что этот факт был окружен неким ореолом славы и пышных почестей, хотя Мария прибыла на прекрасном сверкающем корабле, сопровождаемая тремя флотилиями и привезла с собой семь тысяч итальянцев, которым суждено было с этого момента жить во Франции, однако, живописец смог превратить ее прибытие в настоящую феерию, пышное священнодействие.
Сама героиня окружена таким количеством ярких персонажей, что на их фоне ее и не сразу разглядишь. В первую очередь, глаз останавливается на обнаженных наядах-сиренах, расположенных внизу картины. Рядом с ними мы видим Нептуна и Тритона. Над головой новой королевы трубит о прибытии парящая в небе Слава. Сходящую с корабля Марию встречают, раскинув руки, два персонажа, олицетворяющие всю Францию и Марсель в частности.
Весь цикл Рубенса о Марии Медичи имел большое политическое значение — королева только-только вернулась из изгнания, помирившись, наконец, со своим сыном, королем Людовиком XIII, и картины должны были помочь укрепить положение и восстановить ее репутацию при дворе. Создавая образ королевы, Рубенсу удалось возвысить его, придать царственное величие и весомо преобразить заурядную судьбу Марии Медичи.