1872. Холст, масло. 123 x 92,4. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
1870 годах Верещагин вновь путешествовал по Туркестану. В результате этих полных опасностей и приключений путешествий художник создал огромную серию этюдов и рисунков, отображающих жизнь и быт народов Средней Азии накануне и в период русского завоевания. Надо иметь в виду, что в это время в Туркестане господствовали отсталые феодальные отношения, существовали дикие обычаи и обряды.
Наряду с проявлениями деспотической власти местных феодальных князьков имели место рабство и работорговля. Религиозный фанатизм мусульманского духовенства процветал среди страшной бедности и невежества населения.
Беспрерывные войны одного феодала против другого опустошали селения и разоряли народ. Все это, как равно и события войны, произвело сильное впечатление на чуткого художника. Он задумал написать на тему о жизни народов Туркестана большую серию картин, над которой проработал несколько лет. Около половины картин этой серии были посвящены изображению быта среднеазиатских народов, остальные полотна относились к батальному жанру.
К первой группе картин принадлежат такие известные полотна, как «Опиумоеды» , «Богатый киргизский охотник с соколом» , «Двери Тимура» , «Продажа ребенка-невольника» , «Узбекская женщина в Ташкенте» , «Самаркандский зиндан» и другие.
В картине «Продажа ребенка-невольника» художник гневно обличает другую мрачную сторону среднеазиатской действительности того времени — работорговлю. Изобразив в качестве «живого товара» не взрослого человека, а беззащитного, беспомощного ребенка, Верещагин усилил трагическое звучание темы.