«Проводы начальника» — загадочнейшая картина, хотя бы потому, что она — единственное, что осталось в истории от художника Алексея Лукича Юшанова ). Он не заслужил даже главки в Большой Советской энциклопедии; неясно, когда он, собственно, умер. Имя осталось в ряду художников второго плана, как шлейф кометы, выстроившихся за Перовым. Концентрат социальной злости, на котором были замешены первые и самые известные перовские картины, у его последователей растворен в большем количестве идеологической воды — и темы помельче, и типажи не столь уродливы. А Юшанов, если судить по одному доступному нам шедевру, простодушием превосходил всех коллег по цеху.
Композиция «Проводов начальника» вызывает самые разнообразные ассоциации. Есть здесь перекличка и с «Приездом гувернантки» Перова, и со «Сватовством майора» Федотова. Прихожая, где начальнику подносят рюмочку на серебряном подносе, напоминает сцену, все действующие лица — как и положено в спектакле — разделены на несколько групп.
Но вот тут-то социальное чутье явно художника подвело. Изобразил бы он начальника толстым и пьяным, как сделал это Перов со своим попом в «Крестном ходе на пасхе», — и лакейская сущность его приближенных стала бы более чем очевидна. Но главный виновник — эдакий божий одуванчик. И все его пороки — не более чем причуды пожилого человека. Их можно отнести на счет преклонного возраста, а не нравов и социальных порядков.
Юшанов активно заимствовал художественные открытия Федотова — характер персонажей выражается через жесты и позы. Фризом развернутая сцена, как в театре теней, строится на красноречивых силуэтах. Каждый герой, как в классической пьесе, — носитель отдельно взятого порока. Но Федотов к тому же чрезвычайно смешно обыгрывал мир вещей — у него любая деталь интерьера пародирует людей. Юшанов до таких тонкостей не дошел — квартира у него написана со скучной добросовестностью аккуратного фиксатора.