Пряхи (История Арахны) — Диего Веласкес

Пряхи (История Арахны) — Диего Веласкес

Пряхи (История Арахны)   Диего Веласкес

Долгое время эта картина называлась «Пряхи» или «Фабрика гобелена Санта-Исабель в Мадриде » Однако, в 1948г, Диего Ангуло Инигес указал на связь между описанием Веласкеса сцены и легенде об Арахне. Действительно, если на картине сцена из жизни ткачих гобеленов, то неясно, что происходит на втором плане. Но вспомним легенду: у Афины-Палады, богини, которая дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам, возник спор с молодой девушкой Арахной.

Славилась Арахна своим искусством ткать. «Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать.» «И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей: — Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание.

Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, молящих прощает богиня.» Арахна проиграла состязание и Афина превратила ее в паука-Арахну. Если принять версию, что художника вдохновила книга Овидия «Метаморфозы», которая, конечно же, имелась в его библиотеке, то картина становится понятной.

Таким образом, молодая женщина, слева — Арахна; у прялки — Афина, в образе старой женщины. На заднем плане картины, способом «одновременных эпизодов,» показана вторая часть легенды : Арахна стоит перед своим гобeленом, вытканным на тему «Похищение Европы» По картине Тициана. Рядом — Афина, в шлеме и броне. Три женщины, справа, могут символизировать Богинь Судьбы.