В Сен-Реми Ван Гог много рисовал. Несмотря на то, что он находился в положении больного, художник вовсе не испытывал недостатка в сюжетах. Он находил достойным изображения практически все, что видел, рисуя палаты и коридоры больницы, портреты пациентов и надзирателей, виды из своего окна. Находясь под присмотром, он даже мог рисовать на природе.
На картине «Пшеничное поле на рассвете и жнец» художник изобразил вид, открывающийся из окна его палаты. На горизонте виднеется ряд невысоких голубоватых гор, а все пространство переднего плана занимает широкое поле, покрытое поспевшей пшеницей. Ван Гог не раз рисовал этот вид в различное время суток.
Рассветный пейзаж он пишет очень светлыми тонами, порой приглушая их охристо-коричневыми оттенками. Он использует длинные разрозненные мазки для изображении неба с поднимающимся по нему солнечным диском. Колосья пшеницы написаны спиралевидными закрученными мазками.
Образу жнеца Ван Гог придал особое значение. В конце творческого пути этот образ сменил на его полотнах столь же часто появлявшегося сеяльщика. Ссылаясь на известную библейскую притчу, художник писал, что видит в жнеце олицетворение смерти, ведь он скашивает плоды, принесенные природой.