Талантливый и разносторонний пейзажист И. С. Остроухов, помимо того, что рисовал картины, занимался также коллекционированием и музейным делом. Он очень тонко ощущал красоту искусства, любил брать индивидуальные уроки у других художников, а также водил дружбу со многими русскими живописцами. Он много путешествовал.
Остроухова очень трудно назвать последователем Левитана, однако многие его красивейшие пейзажи очень сильно перекликаются с мотивами художника. Картина «Речка в полдень» как раз и есть одной из таких мотивных работ. Она заставляет вспоминать пейзажи Левитана.
Его работа достаточно лирична, однако она гораздо сильней детализирована, чем произведения Левитана. Каждую деталь своего пейзажа Остроухов выписывает до самых мелочей. Каждая травинка имеет четкие линии, все кувшинки на озере строгой геометрической формы, деревья прорисованы до мелочей, а отражение в воде словно настоящее, а не нарисованное. При этом художник удивительным образом сумел передать динами движения течения, прорисовать до мельчайших подробностей речное дно и тихие волновые узоры. Каждый, нарисованный Остроуховым цветок словно живой.
При этом мотив для своего пейзажа художник выбрал классически русский. Здесь присутствует традиционная совмещенность точек зрения в композиции. Это позволяет автору охватить широчайший разворот пространства, наделяя образ синтетическими нотками.
В своей композиции автор увековечил пейзаж возле станции Крюково-Дмитриевской, расположившийся совсем возле Москвы. Такая красочная русская природа, сочетающая в себе и речку, украшенную узором маленьких кувшинок, и поля, позолоченные колосками, и деревья, отбрасывавшие могучую тень, сделала этот пейзаж традиционным русским изображением.