Долгое время считалось, что картина вышла из под пера Ван ден Экхаута. Вскоре было определено авторство Виллема де Портера, которое подтверждалось рядом аналогии. Хорошим примером может послужить картина «Суета сует» , где смерть в образе скелета является к женщине, показывая ей зеркало. А так же «Ванитас», ранее находившаяся в Лондоне, на которой изображено зеркало и череп, который показывает женщине старик.
Аллегорическое содержание картины не поддается инаковости трактования. Присутствуют все типичные атрибуты этого поджанра барокко: собранные, небрежно сваленные в груду драгоценности, дорогая утварь — характеризуют тему стремления человека к накоплению земных богатств; фигура ростовщицы персонифицирует грех скупости, жадности; явление самой Смерти заставляет вспомнить о тщете всех усилий по стяжанию богатства на земле, подчиняет все изображение мотиву «суеты сует» и должно обратить зрителя к размышлению об истинных ценностях духовной жизни. В отличии от Натюрморта с черепом, неизвестного живописца, эта картина не является откровением, все изображенные элементы весьма типичны для стиля.
Художник неоднократно обращался к подобного рода аллегорическим темам: кроме упомянутых выше композиций, таковы Старуха, взвешивающая золото, Аллегория в Национальной галерее, Натюрморт в Музее герцога Антона Ульриха, Презрение к богатству в Музее изящных искусств, картины в Художественном музее и другие.
«Ростовщица и смерть» относится к позднему периоду творчества художника, как и большинство перечисленных выше произведений. На долю написанной в XIX веке картины выпала нелегкая судьба. Чтобы оказаться в Государственном музее изобразительных искусств в 1927 году, картина перекупалась в Остафьево, Гааге, различных соборах, что достаточно иронично для картины в жанре «Ванитас».