Ростовщица и смерть — Виллем де Портер

Ростовщица и смерть — Виллем де Портер

Ростовщица и смерть   Виллем де Портер

Долгое время считалось, что картина вышла из под пера Ван ден Экхаута. Вскоре было определено авторство Виллема де Портера, которое подтверждалось рядом аналогии. Хорошим примером может послужить картина «Суета сует» , где смерть в образе скелета является к женщине, показывая ей зеркало. А так же «Ванитас», ранее находившаяся в Лондоне, на которой изображено зеркало и череп, который показывает женщине старик.

Аллегорическое содержание картины не поддается инаковости трактования. Присутствуют все типичные атрибуты этого поджанра барокко: собранные, небрежно сваленные в груду драгоценности, дорогая утварь — характеризуют тему стремления человека к накоплению земных богатств; фигура ростовщицы персонифицирует грех скупости, жадности; явление самой Смерти заставляет вспомнить о тщете всех усилий по стяжанию богатства на земле, подчиняет все изображение мотиву «суеты сует» и должно обратить зрителя к размышлению об истинных ценностях духовной жизни. В отличии от Натюрморта с черепом, неизвестного живописца, эта картина не является откровением, все изображенные элементы весьма типичны для стиля.

Художник неоднократно обращался к подобного рода аллегорическим темам: кроме упомянутых выше композиций, таковы Старуха, взвешивающая золото, Аллегория в Национальной галерее, Натюрморт в Музее герцога Антона Ульриха, Презрение к богатству в Музее изящных искусств, картины в Художественном музее и другие.

«Ростовщица и смерть» относится к позднему периоду творчества художника, как и большинство перечисленных выше произведений. На долю написанной в XIX веке картины выпала нелегкая судьба. Чтобы оказаться в Государственном музее изобразительных искусств в 1927 году, картина перекупалась в Остафьево, Гааге, различных соборах, что достаточно иронично для картины в жанре «Ванитас».